Ученые выяснили, что черепахи способны обучаться, глядя на своих сородичей. Прежде считалось, что черепахи довольно асоциальные животные, поэтому результаты нового исследования весьма удивили биологов.
Известно, что виды, образующие стаи, прайды, кланы, и воспитывающие собственных детенышей, способны обучаться на чужом опыте. Черепахи же не ухаживают за своим потомством, оставляя кладку в песке без присмотра, и не заботясь о вылупившихся малышах. Естественная убыль потомства компенсируется внушительным количеством яиц, откладываемым черепахой.
Ученые разделили животных на два типа по стратегии размножения – одни вынашивают единственного детеныша и трепетно ухаживают за ним, другие сводят эту заботу к минимуму, компенсируя это рождением максимально возможного количества детенышей. Так камбала может отложить до нескольких миллионов икринок, в такой ситуации угроза выживанию вида не возникнет, даже если 99,99% детенышей погибнут.
Ученые решили выяснить, способны ли животные-одиночки, такие как черепахи, «подсматривать» друг за другом и обучаться на его опыте. Для этого был построен простейший «лабиринт» - две прозрачные стенки, соединенные друг с другом в виде буквы V. В угол между стенками поставили кормушку с едой, а с противоположной стороны выпустили черепаху. Четыре отобранные для эксперимента черепахи не смогли добраться до корма даже за 12 попыток, ни одна из черепах не сообразила, что стенку можно обойти.
С помощью дрессировки животное можно обучить вести себя нехарактерным для него образом, так дрессированная мышь может бежать по сложнейшей полосе препятствий, даже не думая о возможности обойти их. Ученым пришлось учить черепах, через некоторое время все животные из опытной группы освоили обход стены. Причем черепахам показали обход стены справа, после этого добраться до еды слева животные даже не пробовали.
Следующим этапом эксперимента была демонстрация черепашьих умений другой группе животных, ранее с прозрачными стенами не сталкивавшейся. Необученные черепахи из клеток наблюдали за сородичами, преодолевавшими препятствие, а потом были сами помещены перед такой же задачей.
Оказалось, что даже самые нерасторопные и труднообучаемые наблюдатели действовали весьма успешно, гораздо лучше тех, кто вообще не видел правильного решения. Это означает, что черепахи способны обучаться на чужом опыте.
Информация об обучении черепах нужна ученым не для праздного любопытства. Изучая способности многих животных, ученые изучают их нервную систему, что в дальнейшем может помочь в работе даже с таким развитым «животным», как человек. Мозг человека не возник из ниоткуда, он эволюционировал из мозга общего с обезьянами предка. Таким образом, изучение даже более низших животных может помочь решать проблемы, возникающие и в мозгу человека
http://www.bethowen.ru
< Предыдущая | Следующая > |
---|