Курганчиковую мышь сложно отличить от так хорошо знакомой всем домовой, но вот поведение и привычки делают её совсем непохожей на родственниц. Домовая мышь предпочитает жить рядом с человеком и добывает себе пищу воровством, а курганчиковая мышь в качестве места обитания выбрала поле, где строит свои норки и собирает злаки и сорняки.
Снаружи дом курганчиковой мыши действительно похож на небольшой круглый холмик, курган, он состоит из копны сена, прикрытой землей, и пронизан целой системой нор и туннелей, уходящих под землю. Каждый курган может быть до метра в высоту и трех метров в поперечнике, подземные туннели уходят вглубь примерно на метр.
Строительство дома начинают одна-две пары мышей, а живут там потом до двух десятков грызунов, в основном потомки основателей клана. Интересно, что стены кургана служат кладовой и столовой для мышей в холодное время года, ведь они буквально съедобные – состоят из сена, земли и злаков.
Прежде подобная теория отвергалась многими учеными, утверждавшими, что в фекалиях мышей отсутствуют следы запасенных злаков, и, кроме того, курган является слишком заметным домом и вряд ли может служить складом для зимних запасов. Предполагалось, что стог может служить своеобразной тепловой подушкой над норами.
Постройками курганчиковых мышей заинтересовались ученые из венского Ветеринарного университета, они решили подробнее изучить поведение мышей и их дом. В ходе исследования открылись и интересные подробности социальной жизни мышей. Оказалось, что живущие в гнезде мыши не спариваются друг с другом, чтобы избежать близкородственного скрещивания, все, кроме одной-двух стабильных пар, ищут себе супруга весной, отойдя на приличное расстояние от зимнего дома.
Инициатива в сенозаготовке и создании запасов еды принадлежит стабильным парам, они выбирают наиболее подходящее место для постройки зимнего дома, критерием выбора в данном случае служит наличие наиболее питательных злаков в окружении. При постройке жилища мыши отбирают только наиболее оптимальные с точки зрения питательности травы и злаки. Все это свидетельствует о пищевом назначении зимнего жилища.
Интересно, что ученым не удалось обнаружить внутри мышиного стога медленной ферментации растительного материала, которая могла бы обогревать норы зимой. Однако внушительные размеры позволяют мышам лучше организовать свое жилое пространство, а надземное расположение запасов пищи защищают их от осенней сырости.
< Предыдущая | Следующая > |
---|